20:01 Россию спасет план Путина 2008 года | |
Помощник президента Андрей Белоусов заверил, что у правительства есть план антикризисных мер. Программа действий не нова: фактически она является реинкарнацией плана, разработанного еще в 2008 году. Эксперты сомневаются, что он сработает, так как нынешний кризис отличается от предыдущего и быстро не закончится. «Безусловно, правительство будет еще принимать меры. Сейчас есть план. Я его не хочу озвучивать», — цитирует Белоусова ТАСС. «План есть. Но на самом деле он никакой не новый, его приняли еще в 2008 году, он же и взят за основу», — пояснил источник в правительстве. В ноябре 2008 года, когда Владимир Путин занимал пост премьер-министра, был утвержден «План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики». Он состоял из 55 пунктов по нескольким секторам, которые предполагали принятие ряда законопроектов. Нужно актуализировать «Естественно, не все меры являются актуальными. Многие уже давно успешно реализуются, другие сейчас не требуются, так как ситуация изменилась», — сказал источник. По информации источника, сотрудники нескольких министерств получали задание актуализировать антикризисные меры, которые использовались в 2008–2009 годах. «Если работа над антикризисной программой и ведется, то на уровне отдельных людей и замыкается на высшее руководство», — говорит один из чиновников. На данный момент ни премьер-министр, ни президент официально не давали ведомствам задания разработать план мер на случай наступления рецессии. Самыми актуальными остаются поручения Владимира Путина по мотивам его послания Федеральному собранию, но там есть только стандартные предложения по облегчению жизни предпринимателям вроде ограничения проверок. В Минэкономразвития на вопрос, ведется ли работа над антикризисной программой, ответили, что «вопрос прорабатывается». «Вообще опыт реализации мер в 2008 году используется при подготовке актуальных предложений. Сложно выделить приоритетные отрасли, так как принципиальным является создание благоприятных общеэкономических условий для бизнеса: повышение капитализации финансовых структур, снижение административного давления, доступ бизнеса к кредитным ресурсам, к госзаказу и т.п.», — сказала помощница министра Елена Лашкина. В Минфине не смогли оперативно ответить на запрос. В Высшей школе экономики (ВШЭ) и Агентстве стратегических инициатив (АСИ), которые, как правило, работают с правительством по выработке различных экономических программ, сообщили, что антикризисных планов для правительства не разрабатывают. В Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) оперативный ответ дать не смогли. «Власти не понимают, что ситуация сейчас гораздо хуже, чем в 2008 году. Тогда действовали, исходя из того, что достаточно залить кризис деньгами в надежде на скорое восстановление, и это получилось. Но тогда мы были в общей лодке, и падение цен на нефть было связано с кратковременным кризисом», — рассказал Игорь Николаев, руководитель департамента стратегического анализа компании ФБК. По его мнению, власти не хотят «изобретать велосипед» и надеются, что антикризисный план 2008 года сработает снова. «Чиновники хотят верить в то, что, как сказал Путин, отскок будет через два года, поэтому сейчас тоже хотят влить много денег, но в итоге окажется, что кризис это не купирует. Цены на нефть перестанут падать, но они останутся довольно низкими, что для нас критично», — подчеркнул Николаев. Банковский сектор В 2009 году банкам было выделено 900 млрд руб. в форме субординированных кредитов от Внешэкономбанка (ВЭБ). Был создан список из 300 системообразующих компаний, которые банкам было рекомендовано кредитовать, и их облигации были включены в ломбардный список. Сейчас в ломбардном списке нет ценных бумаг компаний без рейтингов агентств, программа кредитования реального сектора фактически не запущена. На этой неделе Центробанк объявил свою семиступенчатую программу поддержки банковского сектора. В частности, кредитным организациям сделают послабления по российским стандартам отчетности: в ней не будет отражаться отрицательная переоценка ценных бумаг, оценка валютных активов по курсу за прошлый квартал. Кроме того, будут послабления по резервированию – к примеру, возможность не досоздавать резервы при реструктуризации кредитов. Объявленная в пятницу программа выделения банкам до 1 трлн руб. в виде облигаций федерального займа (ОФЗ) через АСВ очень похожа на схему 2009 года с субордами ВЭБа, отмечает главный аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин. Ранее было объявлено о возможном направлении 10% средств ФНБ на докапитализацию крупнейших банков, а они, в свою очередь, должны будут кредитовать инфраструктурные проекты. В текущих условиях достаточно объявленных мер, но важно их внедрять как можно быстрее, иначе может так случиться, что кредитные организации не доживут до выделения средств, считают эксперты. Впрочем, профильные ведомства, Минфин и МЭР, направили в ЦБ свои предложения по стабилизации ситуации, заявил первый заместитель председателя Банка России Алексей Симановский. Среди мер, предложенных Минэкономразвития, признание госзаемщиков менее рискованными (сейчас такой подход применяется только к естественным монополиям вроде «Газпрома», в то время как «Роснефть» и «Газпром нефть» с точки зрения банковских инструкций считаются более рискованными, что затрудняет их кредитование). Комментарий Минфина на эту тему получить не удалось. Малый и средний бизнес Малый и средний бизнес во время предыдущего кризиса власти поддерживали несколькими способами. Прежде всего, в 2009 году были выделены дополнительные деньги из федерального бюджета и ресурсов ВЭБа. На этот раз такой маневр, особенно в части бюджета, может не пройти. Президент уже дал поручение кабинету министров «обеспечить сокращение в 2015–2017 годах расходов федерального бюджета ежегодно не менее чем на 5% в реальном выражении, за исключением расходов на национальную оборону и национальную безопасность, за счет снижения неэффективных затрат». ВЭБ может получить деньги благодаря планируемой докапитализации банков — возможно, часть из них перепадет малым предприятиям в виде недорогих кредитов или рефинансирования ранее взятых ими займов. В прежнем наборе мер было также «обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению заказов при размещении государственного заказа и закупках товаров (услуг) субъектами естественных монополий и государственных корпораций». Прошло уже почти пять лет, но эта мера так и не заработала. В последних поручениях правительству вновь есть пункт «принять меры, направленные на расширение возможностей доступа малых и средних предприятий к закупкам». Президент «Опоры России» Александр Калинин говорит, что «нам было обещано, что госкомпании будут закупать у малых и средних предприятий не менее 10%», но пока конкретного решения по этому вопросу нет. Но сейчас прежде всего надо стабилизировать ситуацию на валютном рынке, обязав экспортеров продавать часть валютной выручки на рынке и облегчив банкам получение ликвидности. «А затем надо немедленно снизить ставку ЦБ. Сегодня кредиты предприятиям уже предлагаются под 30% годовых. Это запретительная ставка», — говорит глава «Опоры». Кстати, Белоусов также считает, что ключевую ставку ЦБ лучше снизить, как только позволит ситуация: «С моей точки зрения, чем быстрее (снизить ставку), тем лучше». Среди более долгосрочных мер Александр Калинин называет расширение рынков сбыта и снижение издержек для малого бизнеса. По его мнению, надо пересматривать решения по росту тарифов, введению налога на недвижимость по кадастровой стоимости, отменять торговые сборы для Москвы и т.д. Правительству нужно осознать, что «мы живем в новой реальности финансово-экономического кризиса», резюмирует президент «Опоры». Жилищное строительство Министерство строительства и ЖКХ вечером в день объявления ЦБ о повышении ключевой ставки до 17% сообщило, что обсуждает возможность использования механизмов поддержки отрасли, которые использовались в 2009 году. Как рассказали в пресс-службе министерства, представители крупнейших строительных компаний высказались за предоставление государственных гарантий застройщикам, так как это необходимо для обеспечения исполнения их обязательств перед покупателями жилья и для гарантии завершения уже начатых проектов. «Возможные сценарии развития ситуации на жилищном рынке еще анализируются. Предложения правительству по развитию строительной отрасли и поддержке спроса на рынке жилья находятся в стадии разработки и обсуждения», — пояснили в Минстрое. Самого Минстроя в 2008 году не существовало – министерство появилось год назад, в ноябре 2013 года. Один из пунктов антикризисного документа 2008 года — приобретение готового жилья эконом-класса за счет средств, предусмотренных в федеральной целевой программе «Жилище», а также за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Минобороны для обеспечения жильем военнослужащих. Минстрой реализует другую программу — «Жилье для российской семьи», по которой для некоторых категорий граждан строится жилье эконом-класса дополнительно к ранее обозначенным объемам ввода. Такое жилье будет продаваться по цене ниже рыночной. Сейчас две эти программы действуют параллельно. «Что касается ФЦП «Жилище», то ее реализация продолжается в рамках госпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан России» наряду с реализацией программы «Жилье для российской семьи», — пояснили в Минстрое. Кроме этого в прошлый кризис был запущен механизм для реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Предполагалось использование средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. На момент сдачи заметки получить комментарий фонда по этой теме не удалось. Сейчас Минстрой заявил, что готовит также предложения по поддержке ипотечного кредитования с использованием механизмов АИЖК для сохранения спроса на жилье со стороны граждан. В программе 2008 года третий пункт поддержки жилищного строительства как раз касался АИЖК, а именно увеличения объемов рефинансирования ипотечных кредитов. В АИЖК отказываются комментировать ситуацию и даже анализировать итоги прошлой антикризисной программы. «Мы пока не комментируем эту тему», — заявили в пресс-службе. Хотя именно ипотека моментально и крайне бурно отреагировала на изменения в экономике, особенно на повышение Центробанком ключевой ставки до 17%. Ставка по ипотеке во многих банках резко выросла за последние несколько дней и уже приблизилась к 20%, а в некоторых даже превысила этот уровень. Президент, выступая на ежегодной пресс-конференции в четверг, призвал банки не повышать ставки, хотя процесс уже был запущен, и потребовал от правительства и ЦБ принять меры по поддержке ипотеки в случае необходимости. Рынок труда В 2008 году в рамках поддержки рынка труда было выработано четыре меры, направленные на стимулирование занятости: мониторинг по субъектам, организация «горячих линий», наращивание финансирования мероприятий по активной политике занятости и увеличение максимальной величины пособия по безработице. «Сейчас с рынком труда особых проблем нет, так что в этой части пока ничего не планируется», — сказал источник. И правда, в ближайшее время рассчитывать даже на повышение пособия по безработице не приходится. 17 декабря правительство утвердило размеры минимальной и максимальной величин пособия на 2015 год в размере 850 руб. и 4900 руб. соответственно. Эти размеры будут учтены и на плановый период 2016–2017 годов. Согласно Росстату, в целом по России уровень безработицы в сентябре 2014 года составил 4,9%. На 1 декабря численность зарегистрированных безработных составляет 821,8 тыс. человек, а количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости, — 1697,7 тыс. Последний раз ставки пособия по безработице повышались в 2009 году. В 2008-м минимальный и максимальный пороги составляли 781 руб. и 3124 руб. соответственно Автопром В кризисные времена власти поддержали автопром субсидиями. В частности, была запущена программа льготного кредитования с 2009 по 2011 год. На первом этапе кредит выдавался только на автомобили не дороже 350 тыс. руб. при условии взноса 30% от общей суммы. К последнему году действия программы условия изменились: можно было купить автомобиль стоимостью до 600 тыс. руб., при этом минимальный взнос и срок выплаты составляли 15% и 36 месяцев соответственно. Всего по ней было реализовано 490 тыс. машин. В 2013 году была запущена похожая программа льготного автокредитования, когда ценовой лимит на машину вырос до 750 тыс. руб. Однако в 2014 году ее не продлили, несмотря на просьбы автопроизводителей. Также в 2008 году предлагали скорректировать ввозные таможенные пошлины, хотя этого так и не было сделано. В ходе последней пресс-конференции Владимир Путин подтвердил, что запрет на ввоз иномарок в страну обсуждался, но в сегодняшних условиях экономически он не имеет смысла. «Запрет на ввоз готовой техники, без всяких сомнений, поддержит производство, во-первых. Во-вторых, будет достаточно жестким и для экономики тех стран, которые занимаются этой санкционной деятельностью», — заверил президент. Однако, отметил он, при сегодняшнем курсе валют это «просто не имеет никакого экономического смысла, потому что курс сам по себе все расставил на места». Среди текущих мер по поддержке отечественного автопрома предусмотрено выделение дополнительных 2,9 млрд руб. в этом году и 10 млрд руб. в 2015 году на программу утилизации. | |
|
Всего комментариев: 0 | |